В ритме Чехова: единый день писателя

29 января 1860 года в Таганроге появился на свет Антон Чехов, будущий классик русской литературы, великий гуманист и реформатор классического театра. За свою недолгую жизнь он успел написать более пятисот произведений – рассказов, фельетонов, пьес, повестей, ставших классикой не только русской, но и мировой литературы. Его литературное творчество во многом предвосхитило ключевые тенденции в литературе.

Перефразируя классика, можно сказать – писатель в России больше, чем писатель. Чехов всю жизнь стремился помогать людям – выбрав профессию врача, регулярно участвуя в благотворительной деятельности, публикуя статьи о положении в обществе различных социальных групп. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» — таковым было кредо писателя. До сих пор в читателях отзывается чеховская установка на духовное очищение и стремление к внутренней свободе, воплощенные в непревзойденной прозе великого писателя.

В рамках реализации областного проекта поддержки детского и юношеского чтения «МОСТЫ» ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой» приглашает библиотеки Мурманской области принять участие в Едином дне писателя «В ритме Чехова», посвященному 165-летию писателя.

Акция проходит 29 января 2025 года (допускается небольшой сдвиг сроков проведения мероприятия). В срок до 29 января необходимо выслать заявку об участии на адрес организатора акции: metodist51@yandex.ru.

Библиотеки-участницы проводят на своих площадках различные мероприятия, посвященные А.П.Чехову.

Мероприятия могут пройти в онлайн-формате, с условием, что это будет формат проведения мероприятия, где зрители/участники физически не присутствуют на площадке, а подключаются удаленно. К онлайн-мероприятию можно отнести вебинары, онлайн-лекции, трансляции событий, сетевые акции, в которых по индивидуальному хэштегу можно посчитать участников, онлайн-викторины, в которых есть возможность подсчитать результаты.

До 10 февраля 2025 года библиотеки-участницы присылают отчеты о проведенных мероприятиях на адрес организатора акции: metodist51@yandex.ru.

Итоги акции будут подведены до 17 февраля 2025 года. Всем библиотекам, принявшим участие, будет выслан электронный сертификат об участии.

Для оформления мероприятий можно использовать официальный логотип Единого дня писателя "В ритме Чехова"

Более подробная информация – в информационном письме.

Методические рекомендации по проведению Единого дня писателя «В ритме Чехова»

О формате

Единый День писателя – традиционный библиотечный формат. В одно и то же время в библиотеках проходят различные мероприятия, посвященные творчеству одного автора, его произведениям. Как правило, проведение данного мероприятия приурочено к юбилею писателя, может быть организовано как на областном, так и на муниципальном уровне.

Единый День писателя – это комплекс мероприятий различной формы и тематики, где на первый план выходит только один писатель. Его жизнь и творчество преподносятся читателям многоаспектно, в полном объеме осуществляется информирование о наличии всех имеющихся изданий писателя в библиотеке, рекомендуются документы на различных носителях, пользователям предоставляется возможность увидеть в читальном зале редкие экземпляры книг, а также прикоснуться к миру искусства театра и кино.

Главная цель такого формата – познакомить читателей с литературным творчеством и жизнью конкретного писателя, погрузить полностью все категории посетителей в атмосферу, окружавшую писателя при жизни.

Более подробно о Едином дне писателя – в материале Курской областной научной библиотеки имени Н.Н.Асеева 

 

О Чехове

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в Таганроге, в семье купца 3-й гильдии. Обстановка в семье была традиционно-патриархальная, отец воспитывал детей в строгости, применял телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Несмотря на это, в 1876 году семья вынуждена была переехать в Москву – торговля стала убыточной, отец буквально бежал от кредиторов. Но все дети продолжали учиться, а в 1879 году будущий классик поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров – Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.

А в 1880 году в журнале «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами, пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь разными псевдонимами. В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены». В то же время он не отказывается от врачебной практики, работает в качестве уездного врача. Успешно совмещая литературную и медицинскую стези, Чехов как будто чувствует вину за «измену», противопоставляет эти две стороны своей жизни. Но врачебное сообщество вовсе не упрекало Чехова в отходе писателя от медицины. В 1902 году члены Пироговского съезда врачей в Москве единодушно отблагодарили писателя за его литературную деятельность, за создание реалистичных образов медицинских деятелей в русской литературе.

Д.Мережковский так писал о прозе Чехова:

«…мы, кажется, все более утрачиваем способность наслаждаться крупными чертами, резкими контурами и не обращать внимания на детали, мелочи, подробности, способность, составлявшую громадное преимущество античных народов; для нас – в мелочах микроскопических, не уловимых обыкновенным глазом, таится самая сущность, душа предмета». И действительно, чеховская проза – это маленькие рассказы, максимум – повести, не эпический размах действия, не монументальные герои, а самые обычные мелкие люди с их мелкими проблемами – но внезапно в них читатель узнает себя, соседа, друга, проникается духом времени. Действительно, такой стиль звучит новаторски, не все воспринимают его с первого раза, а чеховская драматургия проходит тяжелый путь от полного провала до шумного успеха и статуса классики. Вместо традиционного действия Чехов предлагает «театр настроения» и «погруженную в текст жизнь».

 

«Берегите в себе человека»

В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири». Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинское путешествие – настоящий Поступок. Без бравады, громких слов, пышных словес Чехов приоткрыл для жителя средней России совершенно неизвестную жизнь Дальнего Востока.

В 1891-92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню «только по Глебу Успенскому».

В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово и обустраивает жизнь в деревне. Здесь он не только вдохновенно трудится над произведениями, но и усердно работает – во время холерной эпидемии обслуживает 25 деревень, открывает медицинский пункт на свои деньги, снабжает его лекарствами, принимает больных, добивается открытия школ, почты, телеграфа, сажает деревья – словом, разворачивает колоссальную общественную деятельность.

В 1897 году у Чехова обостряются проблемы со здоровьем, врачи настаивают на переезде на юг. Чехов перебирается в Ялту, обустраивается там и вновь изо всех сил занимается общественной деятельностью. Впрочем, и о литературе не забывает. Он ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это – жизненное и писательское кредо Чехова.

Многочисленные хлопоты, общественные дела, переживания за семью, творчество не способствуют улучшению здоровья Чехова. В 1904 году он вынужден покинуть Ялту и уехать с женой в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. Здесь 15 июля он и скончался.

 

В мировой литературе имя Чехова стоит наряду с Толстым и Достоевским, особенно отзываясь в умах и сердцах людей по всему свету. Чехов в своих книгах не писал о мировых событиях, не поучал соотечественников жизни, не пытался повелевать умами и душами  – но крепко проник в сердца. Как это было возможно? Лучшие литературоведы бьются над этой загадкой, а Чехов лишь загадочно улыбается…

 

Полезные ресурсы:

Сайт, посвященный А.П.Чехову 

Сайт ГАУК МО «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»  

 

Сценарии, разработки:

Сценарий внеклассного мероприятия в форме образовательного квеста по литературе для учащихся 7-11 классов. Комедия-квест «Ну, публика» по рассказам А.П. Чехова в пяти действиях с антрактом 

Литературно-музыкальный вечер к 150-летию А.П. Чехова "Путешествие к дому с мезонином" 

Сценарий литературного вечера "В гостях у Чехова" 

Викторина "Своя игра" по творчеству А.П. Чехова 

Методическая разработка урока литературы «Своя игра» (по творчеству Чехова)